Один электронный учебник заменит двадцать бумажных

Шестиклассники четырех петербургских школ в этом году наряду с привычным комплектом учебников получили альтернативный.

Эксперимент по замене бумажных томов на электронные книги - ридеры (от английского read - "читать". - "РГ") пока рассчитан до конца нынешнего учебного года. Его итоги планируется подвести летом, однако некоторые практические проблемы эксперимент вскрыл уже сейчас.

Стремление к идеалу

Апробация электронных учебников - эксперимент всероссийского уровня. Он является составной частью федерального проекта "Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning)". В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации, которое было подписано в начале 2011 года, в эксперименте участвуют производители электронных устройств, крупнейшие российские издательства, выпускающие учебники, а также министерство образования РФ и Федеральный институт развития образования.

Соглашение об участии петербургских школьников в эксперименте было подписано 26 сентября 2011 года, и к началу второй четверти техника поступила в школы.

- Мы используем электронные устройства четырех разных производителей, - отметили в комитете. - Среди них три электронные книги и один персональный компьютер - школьный ноутбук.

В ходе эксперимента отрабатывается, какими должны быть идеальные электронные школьные учебники, каким функционалом они должны обладать, с какими устройствами они должны быть совместимы. Участие в нем для школьников и их родителей было добровольным. Шестиклассников выбрали как наименее загруженных и наиболее любопытных. Если в пятом классе ученики еще перестраиваются после начальной школы, то в восьмом уже должны думать о будущем. Седьмой класс пока "в резерве", если опыт будет решено продолжить.

Прощай, сколиоз

Первый плюс, который отмечают все участники эксперимента, - это вес ридера. Устройство размером с лист бумаги весит всего полкило, а может заменить 10 килограммов учебников. Это значит прощай, сколиоз. Второй несомненно положительный момент - усиление интереса к предмету. Читать не обычную, а электронную книгу шестиклашкам очень нравится. Правда, как признается учитель русского языка и литературы 239-го физико-математического лицея Татьяна Полякова, теперь они острее ощущают и особый "аромат" бумажной книги. В качестве третьего плюса можно отметить использование технологии "электронные чернила", от которой не портится зрение. На этом плюсы заканчиваются и начинаются вопросы.

Как таковых электронных учебников, позволяющих совместить видео-, аудиоматериалы, тексты, таблицы, справочники, изображения и так далее, пока не существует, есть только электронная версия обычного, бумажного. Это сильно сужает его возможности.

- Мы работали с ридерами в течение второй и третьей четверти, - рассказала Татьяна Полякова. - Недавно нам сделали перепрошивку устройств, учли наши пожелания, но пока не все. В частности, стала проще система управления, появились новые разделы, например "Искусство".

В 239-м лицее электронные книги цветные, но цветопередача оставляет желать лучшего. В 248-й школе книги черно-белые, и учителя признаются, что географию с ее физическими картами или биологию с рисунками кровеносной системы по таким учебникам изучать очень трудно. Но зато можно закачать два учебника и сравнить их между собой. Например, по одной классификации горы различаются по высоте как высокие, средние и низкие, а по другой - как высокие, низкие и средневысокие. Эта информация потом могла бы пригодиться при подготовке к экзаменам, вот только воспользоваться ею не получится. Издательства дали право пользоваться электронными учебниками всего на один год, и далеко не все нужные учебники представлены в электронном виде.

В этом случае, кстати, непонятно, что в будущем делать с ридерами. Решение о судьбе эксперимента будет приниматься летом, после окончания учебного года. Ридеры останутся в школах-участницах, однако использование содержащихся в их памяти учебников в случае прекращения эксперимента станет противозаконным.

Часть электронных книг позволяет делать в учебнике заметки. Другие не обладают этой функцией, но зато в них есть возможность слушать музыку и аудиокниги. Учителя настаивают, что очень пригодились бы различного рода справочники.

Четыре сбоку, ваших нет

Опытная партия электронных учебников была закуплена на федеральные средства, ученикам они сейчас выдаются, разумеется, бесплатно. Но и тут есть свой нюанс.

- Мы выдаем устройства по договору безвозмездного пользования, - поясняет директор гимназии N 248 Кировского района Санкт-Петербурга Наталья Антипичева, - в нем прописана ответственность за утрату или порчу устройства. Но этот договор мы составили сами, как могли, и если дело дойдет до каких-то судебных претензий, не дай бог, то опытный юрист легко с ним разберется.

Вопрос договора на пользование ридером - частный и легко разрешимый случай. Но за ним стоит гигантская проблема современной российской школы. В последние годы много говорили о "кадровом провале" среди наших учителей, когда старые постепенно уходят, а молодые не приходят в школы. Сейчас эта ситуация начинает меняться к лучшему за счет усилий власти всех уровней. На поддержание престижа школьного учителя направлена масса программ на муниципальном, региональном, федеральном уровне. Информатизацию современной школы, кстати, тоже можно отнести к таким программам. В конечном итоге компьютер - это в том числе показатель материальной обеспеченности школы, педагогов. Однако кадровая проблема школы имеет еще один аспект, на который, кажется, пока не обращают внимания.

- Штатное расписание школы морально устарело, - считает Наталья Антипичева. - С переходом на новую форму существования бюджетных учреждений нам необходим экономист и юрист, а для поддержания все растущего технического хозяйства школы - инженер и системный администратор.

И действительно, за стремлением насытить школьные классы новым оборудованием - видеопроекторами, интерактивными досками, компьютерами и ридерами - все как-то забыли, что сложная техника требует обслуживания. Сейчас в 248-й школе за все эти вопросы отвечает заместитель директора по информационно-компьютерным технологиям Инна Александрова. Но и эта должность существующим штатным расписанием не предусмотрена.

Двойной форсаж

О том, каким образом эксперимент может выйти за рамки элитарных учебных заведений, его участники пока предпочитают не думать. Основной вопрос - это, разумеется, финансирование. Цена ридера сопоставима с ценой полного комплекта школьных учебников за три-четыре года. Электронное устройство сейчас столько просто не живет, оно устаревает. Обучать же детей с помощью технологий, вышедших из употребления, бессмысленно. Ничем не лучше, чем с помощью тряпки и мела. То есть финансовые затраты окажутся попросту деньгами на ветер.

Второй важный момент - это готовность учителей и учеников, зрелость в использовании сложных технических устройств. Детей не надо учить пользоваться ридером, они это умеют лучше взрослых. Но при массовом распространении таких учебников может встать проблема и воровства, и намеренной порчи. Бумажный учебник с одной вырванной или разрисованной страницей пригоден для дальнейшего использования. Восстановить поврежденную электронную книгу намного сложнее.

Наконец, нельзя не сказать и еще об одном аспекте информатизации современной российской школы. В сегодняшних условиях компьютер - необходимый инструмент педагога, но, увы, недостаточный. Многие педагоги признаются, что уже не мыслят своих уроков без интерактивной доски, видеопроектора, компьютера. Но одновременно учителю приходится вести два журнала - обычный и электронный, то есть выполнять двойную работу. Способы отлынивания от этого бывают различны, вплоть до принципиального отказа учиться работать на компьютере.

- Необходимо исключать дублирование, - подчеркивает директор Физико-математического лицея Максим Пратусевич. - Если не будет бумажного журнала, поневоле научишься использовать электронный.

А пока, по данным завкафедрой образовательного менеджмента и непрерывного филологического образования Санкт-Петербургского государственного университета Елены Казаковой, от 30 до 70 процентов руководителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга не имеют адреса электронной почты. И это означает, что из жизни в Сети они выключены.

- Это свидетельствует, что информатизация идет в пустом виртуальном пространстве, - поясняет Казакова. - С мелом можно провести урок, но информационно открытым быть нельзя.